-

Опыт против гололеда

Одной из главных причин ДТП с "участием гололеда" является то, что водители психологически не перестроились с летнего режима вождения на зимний. Вспомните, как вы работали педалью тормоза на чистом асфальте летом. И попробуйте повторить то же самое пусть даже на шипованной резине зимой. Только, пожалуйста, делайте это на пустынном участке дороги. Разница в поведении машины не должна вас пугать, иначе не стоит и появляться на улицах.

Самое главное правило: на льду и снегу НИКАКИХ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ И МАНЕВРОВ. Тем более в ледовых и снежных колеях. Там любое грубое движение руля мгновенно разворачивает машину поперек дороги. Плавность и еще раз плавность в движении помогут вам пережить зиму без аварий. Кстати, имейте в виду: гидроусилитель руля на скользкой дороге штука коварная. Он не дает почувствовать меняющееся сцепление с дорогой. А если вы решили в гололед показать остальным, как уходят со светофора настоящие пилоты трогайтесь со второй передачи. Это эффективно и безопасно, правда, нужен небольшой навык. Кстати, о навыках. Есть несколько заповедей зимнего вождения, которые следует знать как "Отче наш".

Во-первых, если вы тормозите, делайте это "качками", в несколько приемов, без блокировки колес. Такой способ называется "последовательное торможение", а точнее притормаживание, и помогает выйти машине из небольшого заноса.

Во-вторых, всегда будьте готовы "воткнуть" низшую передачу. Уверенности на зимних дорогах придает умение тормозить двигателем, используя пониженные передачи. Очень эффективное торможение фактически без помощи педали газа. Плюсы: автомобиль никогда не теряет сцепления с дорогой, он управляем, колеса не блокирует, а значит, нет заноса и юза. Постарайтесь освоить эту несложную науку, она не один раз выручит вас на скользкой дороге. Кстати сказать, я, например, круглый год использую торможение двигателем. При этом колодки и тормозные барабаны служат дольше, помех коллегам на дороге не создаю, и внезапный переход к зиме обходится без стрессовых ситуаций.

Для тренировки выберите какой-нибудь пустынный участок. Посадите рядом приятеля и по его внезапной команде перебрасывайте передачи с 4-й по 1-ю. Поверьте навык придет скоро, а с ним и уверенность в своих возможностях.

В-третьих, никогда не катитесь на нейтралке, тем более не тормозите на ней. В этот момент ваш автомобиль наиболее уязвим, поскольку велика опасность блокировки колес и заноса. "Автомобиль потащило", говорят в таких случаях профессионалы. Упаси вас Бог от таких ситуаций.

В-четвертых, если занос все же произошел, помните, что на переднеприводных автомобилях в этот момент следует прибавить газу. А на заднеприводных, наоборот, газ следует сбросить. К слову, на обледеневшие горки и подъемы заднеприводные машины забираются шустрее. Поскольку центр их тяжести смещается на ведущие колеса.

В-пятых, при околоминусовой температуре особенно опасайтесь мостов и эстакад. Ночью они промерзают и внезапно встречают нас утром коварным льдом.

В-шестых, старайтесь чаще контролировать степень сцепления с дорогой. Процедура несложная. На пустынном участке дороги, убедившись, что сзади никого нет, я, например, делаю так. Разгоняюсь до скорости 40-50 км в час и торможу. Сразу чувствуется, как реагирует машина и каков тормозной путь на льду или снегу. Поскольку степень "скользкости" дороги везде разная, такие безопасные проверки устраиваю по мере необходимости. Зато теперь почти "навскидку" могу определить опасность того или иного участка дороги по его внешнему виду.

И еще несколько рекомендаций. Довольно точным измерителем гололеда, между прочим, служит коробка передач. Если на 4-й передаче при резком ускорении двигатель "взревывает", а скорость не увеличивается, то вы попали в супергололед. Это все равно, что выехать на хоккейное поле. Если то же самое происходит на 3-й передаче, продолжайте движение лишь под угрозой расстрела. На 2-й передаче в таких условиях ездить можно, но максимально собравшись и когда вы уже научились "чувствовать" машину.

Кстати сказать, "чувство" автомобиля, как это ни банально звучит, приходит с опытом. То, что мы себе позволяем в "чайниковом" возрасте, воображая себя опытными и крутыми, мы вряд ли повторим потом. Разумеется, если есть чувство нормального самосохранения, способность к анализу и кое-какие знания, дающие представление об опасности. А потому, чтобы жизнь не наказала вас жестоко за лень и зазнайство, ищите способы приобретения бесценного опыта. Один из таких способов рекомендую всем без исключения. Опытным водителям чтобы вспомнить навыки, новичкам чтобы понять законы земного притяжения. На свободном и просторном заснеженном или скользком пространстве погоняйте машину на разных скоростях и передачах. Постарайтесь понять характер ее поведения при заносе, юзе, торможении. Этот опыт ни за какие деньги не купишь. Он ваш собственный, и значит, бесценный.

В предыдущих наших беседах уже говорилось о том, насколько важны требования к работе тормозной системы зимой. Есть здесь еще один важный нюанс. Заключается он в том, насколько одинаково эффективно работают тормоза на каждом из колес. Именно разность тормозных моментов колес становится причиной внезапного заноса. Проверить эти моменты несложно и самому. Выберите равномерно скользкое и ровное дорожное покрытие (при этом не забывайте о безопасности других людей!), разгонитесь и тормозите, пока не проявится стремление автомобиля к заносу. Если при торможении машину тянет влево и приходится удерживать руль, то неэффективны тормоза правого переднего колеса. И наоборот. Для чистоты эксперимента неплохо будет, если кто-то со стороны проследит за моментами "схватывания" каждого из колес. А дальше в зависимости от испытаний либо отправляйтесь в автосервис, либо сами сделайте так, чтобы моменты торможения совпадали.

Зона повышенной опасности
Предупредили заранее Нефтяной клуб Санкт-Петербурга направил на имя руководителя территориального управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Олега Коломийченко письмо, в котором пояснил позицию участников рынка в отношении ценовой политики компаний
Что будет с русскими шинами
Крупнейшие мировые производители шин решили больше не ограничиваться импортом своей продукции в Россию и начали захватывать российский шинный рынок изнутри, перенося сюда свои производства. Уже сейчас доля импортной резины в общем объеме российского рынка составляет около 20, а через пару лет эта цифра может вырасти до 30 и даже до 40
Джип: автомобильная легенда
Татьяна КУЧЕРОВА Джип: автомобильная легенда Легендарные машины-вездеходы типа "джип" сегодня пользуются все большим спросом у состоятельных людей. И это вполне понятно: автомобиль, на котором можно с равным успехом отправиться в деловую поездку и экстремальное путешествие - вплоть до участия в "Кэмел трофи" - станет по-настоящему ценным приобретением для тех, кто ценит мощность и комфорт

А вообще с гололедом можно бороться и другими способами. Например, с помощью давления в шинах. Некоторые водители при умеренном гололеде оставляют в колесах 1,0-1,2 атмосферы. При очень сильном гололеде даже 0,6-0,8 атмосферы. Мне представляется, что предпочтительнее держать давление от 1,5 до 1,8 атмосфер. Во-первых, эффект сцепления с дорогой почти тот же, а во-вторых, меньше шансов повредить резину на выбоинах и ямах с острыми краями.

А теперь о важности лопаты в багажнике. Нет такого водителя, кто хотя бы раз за зиму не забуксовал во льду или в снегу. В такой ситуации ни в коем случае не надо газовать, только отшлифуете лед и глубже засадите машину. Используйте вторую передачу, а газу давайте ровно столько, чтобы двигатель не заглох. Это уже из области профессионализма, но в освоении несложно и поможет вам выбраться из многих сугробов и наледей. Передние колеса при этом надо выровнять: чем они прямее, тем больше у вас шансов выкарабкаться.

Еще памятка. Если у вас есть запас "раскачки" хотя бы сантиметров 30, можно выйти из положения своими силами. Механизм процесса состоит в том, что автомобиль раскачивают попеременно вперед назад, не газуя, но быстро переключая передачи. Если "раскачки" нет, то вы, скорее всего, сели "на брюхо". Если другого выхода, например, буксира, не предвидится, беритесь за лопату. Очень нужный, между прочим, инструмент. Бывает, что автомобиль буксует на ровном месте. Просто ведущее колесо попало на лед, и с места не тронешься. Тогда берешь лопату, делаешь частые насечки на льду, можно песка подбросить. Небольшой пакет песка или крупной золы из котельной в багажнике тоже не помешает. Места занимает немного, а в иных ситуациях этот песок золотым окажется.

Анатолий ГОРЛОВ